Евреи

стория еврейской общины в Латвии насчитывает более 400 лет. Первые евреи пришли на территорию Латвии после распада Ливонии во второй половине XVI в. в Курземе, в Пилтенскую область. Они были выходцами из Пруссии. В большем числе евреи прибывали в Латвию в XVII в., селясь в управлявшейся в то время поляками Латгалии. Это были беженцы, которые нашли здесь убежище от преследований на Украине и в Белоруссии. Прогрессивный для того времени герцог Яков разрешил поселиться в Кур-ляндском герцогстве также еврейским торговцам из Германии. У многих из них было хорошее образование и связи в Европе, что способствовало хозяйственному расцвету герцогства.

После перехода территории Латвии в подчинение России в XVIII в. проводимая властями дискриминационная политика затронула и евреев Латвии, но благодаря терпимому отношению латышей еврейские погромы, как в других местах России, здесь не происходили. Работящие еврейские мелкие торговцы, обходя латышские крестьянские подворья, стали неотъемлемой составной частью общества того времени, выполняя функции не только заготовок и торговли, но и обмена новостями. Поэтому образ еврея в латышском фольклоре положительный.

После образования независимого Латвийского государства еврейская культура пережила расцвет: действовали школы, театры и различные общества, однако с советской оккупацией в 1940 г. всему пришел конец. Примечательно, что репрессии советской власти затронули богатую еврейскую общину особенно тяжело. Среди депортированных в Сибирь в 1941 г. жителей Латвии латышей и евреев было больше всего.

Евреи

Большая хоральная синагога в Риге, сожженная в 1941 г. (гравюра начала XX в.)


Однако еще более трагической оказалась последовавшая немецкая оккупация. Так же, как и в других местах в Восточной Европе, в крупных городах нацисты создали гетто, куда переместили еврейское гражданское население. В Риге таковое было создано в Московском форштадте. В конце 1941 г. большая часть его обитателей были убиты в находящемся на подступах к Риге Румбульском лесу, где ныне создан мемориал. В уничтожение евреев нацисты пытались вовлечь местных жителей, однако эти усилия, даже не смотря на попытки геббельсовской пропаганды связать советские репрессии против латышей с имевшим еврейское происхождение начальником «чека» Шустиным, не получили широкого отклика. Рискуя жизнью, немало латышей помогали евреям спастись. В годы войны погибли ок. 70 тыс. латвийских евреев, выжили и возвратились в Латвию только 15 тыс.

В послевоенные годы, особенно в сталинское время, проводимая советской властью политика дискриминации евреев продолжалась. Однако, принимая во внимание меньшее распространение антисемитизма среди латышей, чем это исторически было в России, а также сравнительно лучшие условия жизни, в послевоенные годы в Латвию переселились более 20 тыс. советских евреев. В отличие от латвийских евреев, которые владели латышским языком, а в семьях еще использовали идиш, единственным языком большей части приезжих был русский. Это в большой мере препятствовало этой части евреев лучше понять местные условия и интегрироваться в латышское общество.

В 1968 г. СССР приоткрыл «железный занавес» и после улаживания сложных формальностей разрешил евреям выезд. Чтобы уехать из «советского рая», этой возможностью, став родственниками евреев, не преминули воспользоваться также русские и некоторые латыши. До 1989 г. в Израиль, США и другие страны Запада выехали 13 тыс., или более трети, латвийских евреев.

В конце 80-х гг. XX в. с началом Песенной революции в нее активно включились и латвийские евреи. Примечательно, что в 1989 г. именно в Риге первой в СССР возобновила деятельность еврейская средняя школа. После восстановления независимости еврейская община Латвии вновь получила возможность полноценного участия в культурной, общественной и хозяйственной жизни государства. Несмотря на сравнительно небольшую численность евреев в Латвии в наши дни (ок. 10 тыс.), исторически значимое влияние общины по-прежнему сохраняется.

Еврейская община Латвии дала миру такие яркие личности, как архитектор Михаил Эйзенштейн (1867-1921), его сын кинорежиссер Сергей Эйзенштейн (1898-1948), художник Марк Ротко (1903-1970), философ сэр Исайя Берлин (1909-1997), комик Аркадий Райкин (1911-1987), чемпион мира по шахматам Михаил Таль (1936-1992).

Вернуться назад