История города

Рига начала формироваться в первой половине XII в. как селение ливов. Ее название происходит от небольшой речки Риги, или Ридзене, где была устроена самая ранняя гавань. К XVIII в. Ридзене была засыпана, и ее течение в Старом городе приблизительно обозначают ул. Калею и Мейстару. Организатор крестовых походов в Прибалтику епископ Альберт в 1201 г. выбрал Ригу в качестве места для свой резиденции, и она превратилась в типичный средневековый город. За короткое время Рига стала значительным торговым, ремесленным и политическим центром Ливонии, расцвет которого был обеспечен товарообменом между областью торгового пути по Даугаве (Зап. Двине) и Западной Европой.

История города

Панорама Риги. Гравюра на дереве XVI в.


После распада Ливонии Рига 20 лет была вольным городом, в 1581 г. она признала верховную власть польского короля. В 1621 г. Ригу заняло войско, предводительствуемое шведским королем Густавом II Адольфом, и до 1710 г., когда Рига перешла под власть России, она была крупнейшим городом Швеции. Во время Великой Северной войны Ригу осадили русские войска. После более чем полугодовой бомбардировки (ее собственноручно начал царь Петр I) город, терзаемый голодом и эпидемиями, был вынужден капитулировать. Торговля в городе возобновилась сравнительно быстро, и с конца XVIII в. он был вторым крупнейшим портом России на Балтийском море вслед за Петербургом. В 1812 г., когда Риге угрожало наступление войск Наполеона, рижане на ка-кое-то время были обескуражены сожжением предместий (этого требовали условия статуса города-крепости), когда без крова осталось ок. 7000 человек.

Неудачная для России Крымская война в 50-е гг. XIX в. заставила задуматься о некоторых реформах и модернизации государства. Одной из мер, которая самым непосредственным образом повлияла на дальнейшее развитие Риги, была отмена статуса крепости для города в 1857 г. Вместо снесенных укреплений рижане получили бульварное полукольцо с каналом и парками, которое ныне окружает Старый город. Открытие первой железнодорожной линии в Риге и отмена крепостного права в России в 1861 г. дали новый импульс для развития города. Особенно активным было начало XX в., когда городским головой был рижанин английского происхождения Дж. Армистед. В 1901 г. начал курсировать первый электрический трамвай. В архитектуре расцвел стиль модерн. Созданные директором рижских садов и парков Г. Ф. Ф. Куфальдтом насаждения в центре города и проект Межапарка, в котором он воплотил идею города-сада, умножили славу Риги как зеленого города. Рига стала третьим крупнейшим торговым центром Российской империи, влияние которого простиралось далеко за пределы Латвии. Здесь концентрировались самые передовые для того времени отрасли промышленности - химическая и машиностроительная, в том числе первое в Российской империи предприятие по производству автомобилей. С полумиллионным населением накануне Первой мировой войны Рига была крупным городом и в европейском масштабе.

История города

Панорама Риги. 1913 г.


После Первой мировой войны жизнь города стала немого спокойнее, поскольку в годы войны сильно упала численность населения и в Россию была вывезена большая часть заводского оборудования, однако не исчезли прежние традиции, и Рига по-прежнему сохраняла славу современного европейского города. Был сооружен Центральный рынок, построены так неназываемые блочные дома с благоустроенными дворами, в 1935 г. был открыт памятник Свободы. В то время 63 % рижан составляли латыши, 11 % - евреи, 10 % - немцы и 7 % - русские.

Вторая мировая война и советская оккупация сильно изменили город. Многие рижане погибли, стали беженцами или были депортированы. Под диктатом Кремля в Риге форсировалось расширение существующих заводов и строительство новых производств. Проблему рабочей силы оккупационная власть решала, приглашая рабочих из обширной России. Рига и Юрмала стали излюбленным пристанищем для отставных советских военных. Изменилась этническая среда. Фешенебельные квартиры в центре были разделены и превращены в коммунальное жилье, на месте бывших песков и индивидуальной застройки выросли советские однообразные многоэтажные жилые районы. Хотя и нельзя порицать все сделанное, большая активность более не сопровождалась столь характерными для Риги утонченностью и качеством.

С восстановлением независимости Латвии в 90-е гг. XX в. в Ригу вернулся капитализм, правда, не всегда в лучшем его виде. Однако и для города, и для денационализированной собственности возвратились хозяева, и рижане все вместе много сделали для восстановления былого блеска культурной жизни Риги, уюта ее кафе и кабачков, фасадов домов и всего прочего.

История города


В Риге всегда звучали многие языки. В основном это были латышский и немецкий, а со сменой властей и состава населения - также польский, шведский и русский. В XVI—XVII вв. на рижских улицах часто можно было встретить голландских моряков, которые были основными перевозчиками рижских товаров; в XVIII—XIX вв. их сменили англичане. В наши дни в Риге больше всего звучат латышский и русский языки (из 700 тыс. жителей 42 % составляют латыши. 41 % русские), большая часть рижан, особенно молодежь, владеют английским языком.

Существует легенда, что Рига погрузится в пучину вод, как только будет достроена. Кажется, что этого не случится никогда.

Вернуться назад