Айнажи

АйнажиНа Видземском побережье, у самой границы с Эстонией, находится один из самых тихих малых городов Латвии - Айнажи. Здешние жители уже испокон веков добывали заработок и пропитание в море, поэтому были известны как отличные рыбаки и мореходы. Наиболее удачливые из них - братья Микельсон и Вейде - достигли такой состоятельности, что в 1868 г. за 68 тыс. рублей купили у графа Меллина Айнажское имение. Еще в 1864 г. братья, откликнувшись на призыв известного латышского общественного деятеля Кришьяниса Валдемара, основали в Айнажи первое мореходное училище для крестьян, которое в наши дни называют колыбелью латышского мореходства. В результате этого в местечке стремительно развивалось судостроение, в котором была занята большая часть населения Айнажи. За полвека до Первой мировой войны здесь было построено 50 океанских парусников!

На рубеже XIX-XX вв. правительство царской России решило создать порт на побережье Рижского залива между Ригой и Пярну. Строительство порта началось по проекту, утвержденному в 1902 г. В 1913 г. открылась узкоколейная железная дорога Смилтене-Валмиера-Айнажи, которая существенно способствовала транспортировке товаров. В 1919 г. Айнажи оккупировала Эстония.

По результатам устроенного в июне 1919 г. голосования населения была официально закреплена принадлежность большей части Айнажи (кроме Иклы) Латвии, однако Эстония вывела свои войска только в июле 1920 г. Во время Второй мировой войны айнажский порт был разрушен и больше не восстанавливался. После восстановления независимости в этом малом городе были построены таможенный комплекс и ветровая электростанция, с которой Айнажи ассоциируются в первую очередь. Центр самого городка, однако, с начала прошлого века изменился мало. Возможно, что малопреобразованная среда вместе с тишиной малого города и морем - это самая большая ценность, которую Айнажи предлагают туристам, которые здесь бывают, проезжая мимо по автомагистрали европейского значения.

Вернуться назад